поиск по базам библиотеки  поиск по сайту





Личный кабинет



Электронная библиотека "Псковиана"
Национальная электронная библиотека
Проект Библиородина
Национальная электронная детская библиотека
Афиша выставок

Календарь событий

Скоро в библиотеке

Солженицын: материалы к библиографии
Солженицын: материалы к библиографии
Носков В. Американские дипломаты в Санкт – Петербурге в эпоху Великих реформ
Носков В. Американские дипломаты в Санкт – Петербурге в эпоху Великих реформ
Деятели русской науки XIX – XX вв.: коллективная монография
Деятели русской науки XIX – XX вв.: коллективная монография

Тематические сайты

Псковский край
Библиотечный портал Псковской области
Региональный центр чтения
Книжные памятники Псковской области
Главная Новости

«Русский зритель шёл в театр не только за эмоциями эстетического порядка» – свидетельствуют материалы новой коллекции Президентской библиотеки

07 октября 2019 12:37

«Ни в одной стране театр не играл такой роли, как в России, – говорится в раритетном издании под редакцией В. Каллаша и Н. Эфроса «История русского театра» (1914). – Начав жить значительно позднее других, русский театр во всех его слагающих частях… развивался с такой напряжённостью и быстротой, что успел к нашему времени сравняться с западно-европейским театром в глубине и красоте своих достижений. Русский зритель шёл в театр не только за эмоциями чисто эстетического порядка: в нём он искал и находил ответы и на иные запросы, в том числе общественные. „Театр-школа“, „театр-кафедра“: эти определения особенно подходили к русскому театру. Это поставило в России театр в положение совершенно исключительное».

театр

В Год театра Президентская библиотека оцифровала редкие материалы, посвящённые русской сцене. В настоящее время с ними можно ознакомиться на портале учреждения в электронной коллекции «Год театра в России», основу которой составляют архивные дела фонда «Дирекция императорских театров МИДа» Российского государственного исторического архива (РГИА).

театр театр театр

комплект открыток "Фотография Императорских театров. Из летописи Мариинского театра"

Коллекция насчитывает более тысячи единиц хранения. В её состав включены, например, «Драматический альбом для любителей театра и музыки на 1826 год, изданный А.  Писаревым и А. Верстовским» (1826), архивное «Дело о запрещении играть на русском языке переведенную с французского пьесу «Стакан воды» (1842), книги В. И. Покровского «Александр Петрович Сумароков» (1911) и М. А. Яковлева «М. Ю. Лермонтов – как драматург» (1924), сочинение М. Д. Загорского «Пушкин и театр» (1940), комплект открыток «Фотография императорских театров. Из летописи Мариинского театра» (2001) и автореферат диссертации М. В. Анестратенко «Синтез искусств в музыкальном театре конца XIX – начала XX веков: истоки метода работы Ф. И. Шаляпина над ролью» (2016).

драматический альбом история русского театра  Пушкин и театр

Русский театр берёт свое начало с давних времён. Славянские обряды и праздники сопровождались песнями, плясками, заклинаниями, в них принимали участие ряженые. Про это можно прочесть в книгах А. Архангельского «Театр до-Петровской Руси» (1884), В. Всеволодского-Гернгросса  «Краткий курс истории русского театра» (1936) и др. В последней говорится: «Ещё до развития в России театра носителями „актёрского“ искусства в старой Руси были так называемые скоморохи – балагуры-весельчаки, в одно и то же время игравшие на музыкальных инструментах, сказывавшие исторические песни и сказки, плясавшие, водившие кукол и учёных медведей и т. д. Они были душою всех праздничных собраний, особенно святок, масленицы, свадеб».

театр театр

Настоящий интерес к театру появился в середине XVII века, в правление Алексея Михайловича. Но представления тогда были предназначены только для знати.

история русского театраВеликий преобразователь Пётр I не обошёл своим вниманием и нарождающуюся русскую сцену. Об этом можно прочесть в упоминавшемся выше издании «История русского театра» (1914) и в исследовании приват-доцента Московского университета А. Кизеветтера  «Первый общедоступный театр в России» (1917), где говорится: «Пётр поставил русской сцене ещё одну задачу. По его мысли, театр должен был сделаться общенародным, не источником удовольствия одного привилегированного меньшинства, а образовательным орудием для всей массы народа».

Идея театра, доступного для народа, в первые десятилетия XVIII века была подхвачена широкими слоями населения и вызвала ряд попыток демократизации театра. «Разночинная интеллигенция посадской Москвы в первой половине XVIII ст. была единственным хранителем, представителем и производителем театрального, если не искусства, то ремесла, которое недалеко находилось и от искусства, развивая в своей публике вкус,» – читаем в исследовании «История русского театра». Поразительно быстрым было развитие самых разнообразных видов театра – придворного, казённого, частного, предпринимательского и крепостного, фабричного и прочих.

Первым профессиональным театром в России стал общедоступный театр в Ярославле, созданный купцом Ф. Г. Волковым. В 1752 году его актёры дали представления в Царском Селе, а в 1756-м ярославский театр стал официально именоваться «Русским для представления трагедии и комедии театром». Репертуар составляли преимущественно пьесы Сумарокова.

При Екатерине II театральное искусство в России переживает подлинный расцвет: помимо приглашаемых иностранных трупп императрицей учреждается самостоятельная Дирекция всех придворных театров, которая просуществует до конца правления династии Романовых. У русского дворянства последующего времени возникает мода иметь домашние театры: со второй половины XVIII века по 40-е годы XIX века действовало более 170 крепостных театров, из них 53 в Москве.

театрВ книге Н. Евреинова «Крепостные актёры» (1925) рассказывается, что первое выступление крепостных на сцене относится к 1744 году, когда в придворном театре по случаю обручения наследника престола Петра Фёдоровича с немецкой принцессой, будущей Екатериной Великой, был исполнен «Балет цветов».

У графа П. Б. Шереметева театров было три: один в Москве и два в подмосковных имениях Кускове и Останкине. По величине Кусковский театр равнялся Московскому Малому, но изящностью отделки и роскошью во много раз превосходил его. «Однако театр гр. Шереметева стяжал у современников громкую славу не столько богатой красотой архитектуры, – продолжает Н. Евреинов в издании «Крепостные актёры», – сколько отличным исполнением талантливых и образованных крепостных артистов. Состав труппы вместе со специальными портными и парикмахерами доходил до 230 человек».

О специфике набирающего в России опыт театрального дела чрезвычайно интересно размышляет Д. Коровяков в сочинении «Вокруг театра: попутные наброски по вопросам сценического искусства, театрального дела и литературы» (1894).

Вместе с развитием театра шло формирование нового литературного жанра – театральной критики, о чём свидетельствуют документы коллекции, такие как «Дело об исходатайствовании издателю „Северной пчелы“ позволения печатать в издаваемой им газете разбор представляемых на Придворном театре пьес и суждения по ним» (1825).

На рубеже XIX – XX веков в России появляются великие теоретики и практики театра. К. Станиславский и В. Немирович-Данченко создают общедоступный Московский Художественный театр (МХТ).

Жар-птицаПосле Октябрьской революции все российские театры были переданы в ведение отдела искусств Государственной комиссии по просвещению, а в 1919 году произошла национализация театров. Часть профессионалов сцены не захотели сотрудничать с большевиками и эмигрировали в Европу. В коллекции Президентской библиотеки представлены, в частности, несколько номеров издававшегося в Берлине журнала русской эмиграции «Жар-птица», среди основных тем которого были театр и изобразительное искусство.

актерыВо времена СССР большим успехом пользовался Ленинградский Большой драматический театр под руководством Г. Товстоногова. О «золотом веке» БДТ напоминает комплект открыток с фотографиями ведущих актёров: «Академический Большой драматический театр им. М. Горького. Актёры в ролях» (2017).

Через 20 лет после смерти Станиславского Жан Вилар, один из крупнейших актёров и режиссёров Франции, писал: «Тысячи зрителей, посещающих по вечерам театры в Нью-Йорке или Москве, в Риме или Париже, в Барселоне или Лондоне, не знают, что-то, чем они восхищаются на сцене – начиная с актёрской игры и кончая деталями постановки, – всё сплошь и рядом является следствием уроков Станиславского. Достижения театрального искусства в XX веке невозможно не только представить, но и понять, не оценив всего того, что внёс в него Станиславский».

По материалам Президентской библиотеки

Ваш комментарий

Даю свое согласие на обработку введенной персональной информации в соответствии с Федеральным Законом №152-ФЗ от 27.07.2006 "О персональных данных"
Подтверждение