поиск по базам библиотеки  поиск по сайту





Личный кабинет



Электронная библиотека "Псковиана"
Национальная электронная библиотека
Проект Библиородина
Национальная электронная детская библиотека
Афиша выставок

Календарь событий

Скоро в библиотеке

Солженицын: материалы к библиографии
Солженицын: материалы к библиографии
Носков В. Американские дипломаты в Санкт – Петербурге в эпоху Великих реформ
Носков В. Американские дипломаты в Санкт – Петербурге в эпоху Великих реформ
Деятели русской науки XIX – XX вв.: коллективная монография
Деятели русской науки XIX – XX вв.: коллективная монография

Тематические сайты

Псковский край
Библиотечный портал Псковской области
Региональный центр чтения
Книжные памятники Псковской области
Главная События Выставки

Сатира как оружие

01 августа 2019 15:32

К 125-летию со дня рождения писателя-сатирика Михаила Михайловича Зощенко (1894 – 1958) в отделе абонемента Псковской областной универсальной научной библиотеки с 1 августа 2019 года начала работу книжная выставка «Сатира как оружие».

Михаил Зощенко - советский литератор, переводчик, драматург, киносценарист, участник Первой мировой и Гражданской войн.

Зощенко родился 29 июля 1894 г. в Санкт-Петербурге в интеллигентной семье художника и актрисы, где помимо него было еще семеро детей. Отец – из полтавских дворян, мать – русская дворянка. Она имела итальянские корни и была не только актрисой, но и писала короткие рассказы для газет.

Свой первый рассказ Зощенко «Пальто» написал в 13 лет.

В 20-е годы М.М. Зощенко вступил в литературную группу «Серапионовы братья», возникшую в 1921 году, к которой принадлежали также наш земляк Вениамин Александрович Каверин, Константин Александрович Федин, Михаил Леонидович Слонимский, Елизавета Григорьевна Полонская, Владимир Соломонович Познер, двоюродный дядя известного ныне журналиста и телеведущего Владимира Владимировича Познера, и другие литераторы.

На рубеже 20-30-х годов Михаил Зощенко был одним из самых знаменитых русских писателей страны. Так же без преувеличения его можно было назвать главой «сатирического цеха советской литературы». Над книгами Зощенко смеялось 150 миллионов человек, имеющих разный социальный статус, отличающихся по уровню образованности и культуры. Популярность его была настолько велика, что в провинциальных городах действовало несколько десятков авантюристов, выдающих себя за Михаила Михайловича. Нередко на адрес писателя приходили письма гневного содержания от провинциальных барышень, обманутых брачным аферистом, назвавшимся именем Зощенко.

В Ленинграде писатель не мог пройти по улицам неузнанным. В таких ситуациях Зощенко всегда скромно отвечал, что произошла ошибка, и на самом деле он только похож на Михаила Михайловича.

Примечателен стиль речи, которую использовал в текстах Зощенко. Литературному языку писателя была свойственна некоторая косноязычность, простота форм, осознанная малограмотность. Такие стилистические приёмы литератор использовал не случайно, а для того, чтобы его творчество было ближе и понятнее для широких масс послереволюционного периода. Свои литературные труды он посвящал не любителям изящной словесности, а народу, который вышел на дорогу просвещения. И именно это позволило Зощенко достучаться до нового читателя.

Советский писатель Константин Федин писал: «Цель его сатиры — добытчики личного счастья, люди однобоких качеств, умеющие только брать, принимающие за должное все, что они получают, не желающие давать ни крошки того, что от них требуют. Приобретатели личных благ, иногда лирические, иногда грубые, изредка хитроумные, всегда алчно-практичные. По этой вбетонированной в обывательщину цели Зощенко бьет всем разнообразием своего оружия».

Широкую известность принесли писателю написанные в 1920-1921 годах начальные произведения из цикла «Рассказы Назара Ильича, господина Синебрюхова».

Лейтмотивом всех произведение Зощенко стали жалость и сочувствие к простым людям. В сатирической манере писатель раскрывал на страницах своих книг судьбу обыкновенного человека. В его трудах содержался призыв о помощи «маленькому» человеку, призыв к тому, чтобы люди, наделенные властью, не забывали, как их решения влияют на жизни индивида из масс. Так у Михаила Михайловича есть рассказ «Человека жалко». И, к сожалению, тот способ заботы, который проявили по отношению к герою рассказа, чуть не закончился для него личной катастрофой.

Человеческая природа неизменна, и даже при смене власти пороки людей и грязь общественной жизни не похоронены в «проклятом прошлом». И именно при помощи сатиры Зощенко обличал несовершенство действительности и боролся с мещанским складом ума. Но в творчество Михаила Михайловича вмешалась политика. Показ изъянов нового мира в произведениях писателя шел в разрез с идеологией политического строя в стране. И на автора обрушилась лавина несправедливой критики. Его изгнали из Союза писателей, а имя заклеймили позором («подонок литературы»). Но время все расставило по своим местам, и после падения запрета на печать неопубликованные книги Михаила Михайловича увидели свет. Среди них – автобиографическая повесть «Перед восходом солнца». В ней Михаил Михайлович погружается в глубокий анализ причин возникновения депрессии и душевного страха, которые сопровождали его на жизненном пути. Книга вызвала большой интерес в научной среде.

Советский читатель был знаком прежде всего с рассказами Зощенко, но его творчество было гораздо более разноплановым. Так он писал и для детей. В книге «Лёля и Минька» читатель погружается в атмосферу XIX века, и следит за забавными и увлекательными приключениями сестры и брата.

 В 30-е годы писатель создал научно-художественную повесть «Возвращенная молодость» и цикл рассказов «Голубая книга» (произведение, принадлежащее к особому жанру, как писал сам Зощенко в обращении к М. Горькому: «что-то вроде юмористической «Истории культуры», а точнее, «краткая история человеческих отношений», где рассказы объединены в одно целое при помощи истории (см. Зощенко М.М. Рассказы. Голубая книга/ М. Зощенко. – Москва: Олимп, 1998. – С. 197).

Зощенко оставил богатое наследие как драматург и сценарист («Парусиновый портфель»  - комедия в трех действиях, одноактные пьески - «Свадьба», «Преступление и наказание», «Неудачный день» и др. драматические работы автора). Всего он написал десять пьес, два либретто, сценки и миниатюры, восемь одноактных комедий, сценарии к фильмам «Опавшие листья» и «Солдатское счастье».

 Кроме того, Михаил Зощенко – автор многочисленных фельетонов, которые  публиковались в журнале «Крокодил».

«В начале 1958 г. Зощенко получил никотиновое отравление. В результате этого он перестал узнавать близких людей и не мог разговаривать.

 Михаил Михайлович Зощенко умер 22 июля 1958 г. в возрасте 63 лет. Официальной причиной его смерти была названа сердечная недостаточность.

Изначально писателя хотели похоронить на Волковском кладбище, но власти не дали на это свое разрешение. В итоге Зощенко похоронили в Сестрорецке, где была его дача». (См. https://interesnyefakty.org/mihail-zoshhenko/ )

В сердцах читателей Зощенко остался прежде всего как автор короткого юмористического рассказа. Но близко знавшие его люди поражались печали в его глазах. Сам писатель главным трудом своей жизни считал повесть «Перед восходом солнца».

Ваш комментарий

Даю свое согласие на обработку введенной персональной информации в соответствии с Федеральным Законом №152-ФЗ от 27.07.2006 "О персональных данных"
Подтверждение