поиск по базам библиотеки  поиск по сайту





Личный кабинет



Электронная библиотека "Псковиана"
Национальная электронная библиотека
Проект Библиородина
Национальная электронная детская библиотека
Афиша выставок

Календарь событий

Скоро в библиотеке

Фадеев Л. В. Икона и книжная легенда в русском фольклоре
Фадеев Л. В. Икона и книжная легенда в русском фольклоре
Андрей Белый. Жезл Аарона. Работы по теории слова 1916-1927 гг.
Андрей Белый. Жезл Аарона. Работы по теории слова 1916-1927 гг.
Эпистолярное наследие З.Н.Гиппиус. Книга. 1
Эпистолярное наследие З.Н.Гиппиус. Книга. 1

Тематические сайты

Псковский край
Библиотечный портал Псковской области
Региональный центр чтения
Книжные памятники Псковской области
Главная События Выставки

«И все мне снится калина красная Шукшина»

08 июля 2019 16:50

Но в слезы мужиков вгоняя,

Он пулю в животе понес,

Припал к земле, как верный пес.

А рядом куст калины рос,

Калина - красная такая.

В. Высоцкий

 

К 90-летию со дня рождения Василия Макаровича Шукшина (1929 – 1974) в отделе абонемента в июле начнёт свою работу книжная выставка «И все мне снится калина красная Шукшина».

Василий Макарович Шукшин - русский писатель, кинорежиссер, актер, Заслуженный деятель искусств России, родился 25 июля 1929 года в селе Сростки Алтайского края.

Выходец из простой семьи крестьян-единоличников или «середняков», Василий рано потерял отца: в эпоху коллективизации и репрессий 30-х годов Макар Леонтьевич Шукшин был арестован и расстрелян. Все заботы о семье взяла на себя мама. Выйдя замуж второй раз, она продолжила воспитание детей вместе с новым супругом. В будущем Василий Шукшин будет с теплотой вспоминать своего отчима как человека большой доброты.

С 16 лет Василий Шукшин работает в родном колхозе, затем на производстве. В 1946 г. отправляется в города Калугу и Владимир, там он трудится на разных работах - грузчиком, слесарем…В 1949 г. Шукшина призывают во флот. Именно во время армейской службы в составе Черноморского флота Василий Шукшин впервые заинтересовался литературным творчеством. В часы досуга он пишет свои первые рассказы и читает их сослуживцам.

В 1955-м году Василий Шукшин едет в Москву поступать на сценарный факультет ВГИКа. На этот же период приходится писательский дебют - публикация журналом "Смена" его рассказа «Двое на телеге».

Книги Шукшина вошли в золотой фонд советской литературы. За полтора десятилетия литературной деятельности Шукшиным написаны пять повестей («Там, вдали», «А поутру они проснулись», «Точка зрения», «Калина красная», «До третьих петухов»), два исторических романа («Любавины», «Я пришел дать вам волю»), пьеса «Энергичные люди», четыре оригинальных киносценария («Живет такой парень», «Печки-лавочки», «Позови меня в даль светлую», «Брат мой»), около сотни рассказов (сборники «Характеры», «Земляки») и публицистические статьи, из которых наиболее известны «Вопрос к самому себе», «Монолог на лестнице», «Нравственность есть правда».

Василий Макарович Шукшин вступил в литературу с рассказами о русской деревне. Первый сборник рассказов, опубликованный в 1963 году, назывался «Сельские жители». Основной проблемой его творчества стала проблема «межкультурья». Писателя больше волновала судьба крестьянина, с переселением в город оторвавшегося от родной почвы, но и не укоренившегося в городе.

С первых же своих произведений Шукшин ставил критиков в тупик: положительные его герои или отрицательные? На этот вопрос невозможно было ответить как-то определённо, ибо своими «чудачествами» они озадачивали, с непривычной точки зрения заставляли думать о добре и зле, об истинной и ложной красоте... «Чудиком» шукшинского героя назвали после того, как в 1967 году в «Новом мире» был опубликован рассказ писателя, который так и назывался — «Чудик».

«Меня больше интересует «история души», и ради её выявления я сознательно и много опускаю из внешней жизни того человека, чья душа меня волнует» — так писал В. Шукшин, «возражая по существу» тем литературным критикам, которые называли его «бытописателем». Душа человеческая, мятущаяся, страдающая, тоскующая, пытающаяся «перемочь» себя, — вот сквозной образ в его творчестве.

Не может забыть войну в рассказе «Миль пардон, мадам!» талантливый в охотничьем деле Бронька Пупков, потому и «чудит», рассказывая историю о том, как он покушался на Гитлера. Беспокойная душа Броньки болит от того, что не довелось ему принимать участия в боевых действиях на фронте, а выдуманная героическая история позволяет хоть на время облегчить эту боль. И Шукшин понимает своего героя, не осуждает его, а жалеет, даёт ему возможность пережить момент «ликования», не случившийся у Броньки в реальной жизни.

Чудачеством оборачивается и забота Сёмки — «забулдыги, но непревзойдённого столяра» — из рассказа «Мастер». В попытках уберечь от разрушения церковь — «светлую каменную сказку», созданную «неведомым мастером», Сёмка Рысь обращается за помощью и к светским, и к церковным властям. Однако везде «мастер» получает отказ, и ничего другого ему не остаётся, как напиться на «поповские деньги» (откуп?) и больше «про талицкую церковь» «не заикаться».

В полной мере представление об измаявшейся душе современного человека выражено Шукшиным в рассказе «Верую!». Этот рассказ писатель считал одним из лучших своих произведений. Примечателен в нём образ священника, с которым герой рассказа Максим поделился своими размышлениями о смысле жизни. Оказалось, что и у священнослужителя на душе нет покоя, хотя, по его же признанию, «у верующих душа не болит».

Размышляя о своём герое Егоре Прокудине из киноповести «Калина красная», писатель в одном из интервью так объяснял его душу: «Устраивает дикий кутёж, швыряется деньгами направо и налево, бегает за каждой юбкой. Что это? Прожигание жизни? Разврат? Погоня за утехами и развлечениями измаявшегося в заключении мужика? Да нет. Меньше всего это. Не женщин ищет Егор, не сладкой жизни и не забвения вовсе. А праздник для души. Ищет, не находит и мается. Душа его не на месте. Он тоскует и мечется, шарахается из одной крайности в другую, потому что сознаёт где-то, что живёт неладно, что жизнь его не задалась». Между тем приходит к Егору прозрение, находит он себя в любви к женщине, к матери, к родной земле, но в этот момент герой погибает. Вам, наверное, знакома русская народная поговорка «Рад бы в рай, да грехи не пускают». Прошлое — вот за что пришлось заплатить Егору своей собственной жизнью.

В сборнике «Характеры» эволюция писателя пошла по пути "всеобщей культуры": ему теперь дорога культура, она не делится на деревенскую и городскую, а невежество и отсталость ненавистны, независимо от географических границ. Один из его героев - Ванька Тепляшин очень точно выразил позицию В. Шукшина к своим персонажам: "Надо человеком быть".



Роман «Я пришел дать вам волю» был завершен автором в 1969 году. Образ Степана Тимофеевича Разина занимал Шукшина давно. Замысел романа складывался долго — более шести лет. Шукшин рассказывал в 1967 году: «Меня давно привлекал образ русского национального героя Степана Разина, овеянного народными легендами и преданиями. Я поставил перед собой задачу: воссоздать образ Разина таким, каким он был на самом деле».

Роман рассказывает о сложных и драматических событиях крестьянского восстания под предводительством Степана Разина и охватывает период со времени возвращения из персидского похода до казни атамана. Три коренные проблемы решаются в романе: судьба России, судьба народного восстания, личность и трагедия Разина.

Василий Шукшин не был писателем-сказочником. По всей вероятности, обратиться к жанру сказки его подтолкнул тот опыт, который он приобрёл в процессе творчества. Им были написаны две сказки: повесть-сказка "Точка зрения" и "До третьих петухов: сказка про Ивана-дурака, как он ходил за тридевять земель набираться ума-разума". Обе были опубликованы в 1974 г. - первая за два месяца до смерти писателя, вторая - спустя три месяца после его трагического ухода в журнале "Звезда". Первой он дал подзаголовок: "опыт современной сказки", вторая имела вначале заголовок: "Ванька, смотри!" Эти произведения, сохраняя во многом черты устного народного творчества, отличаются остротой современной проблематики, так как в них отражены актуальные проблемы духовно-нравственного характера нашего времени.

«Трагедия и сатира — две сестры и идут рядом, и имя им обеим, вместе взятым: правда...» — писал Ф.М. Достоевский. До предела эту мысль доводит Шукшин в повести-сказке «До третьих петухов». Герой отправляется в далекое и трудное путешествие не за богатством и благополучием, а всего лишь за справкой, доказывающей, что он – умный.

И сюжет авторской сказки необычен. Ночью в библиотеке оживают герои книг, сходят с книжных полок и начинают вести диалоги и вступать в действия. Бедная Лиза предлагает изгнать Ивана-дурака из «своих рядов», а если его оставить, то он должен достать у Мудреца справку, что он - не дурак. Иван-дурак отправляется в путь, встречает Бабу-Ягу и её дочь, Змея Горыныча, доброго Медведя, чертей всех видов и т.д. Благодаря своей находчивости Иван остаётся жив. Финал сказки В. Шукшина содержит поучительную мысль: Иван возвращается к себе домой - в библиотеку. Ему все рады и спрашивают, добыл ли он справку. Иван отвечает: «Не справку, а целую печать». Илья Муромец долго рассматривает её и вдруг спрашивает: «А чего с ней делать? И зачем было посылать человека в такую даль?» На этот вопрос ему никто не отвечает. И как только вскоре после возвращения Ивана прокричали третьи петухи, все герои сказки стали на свои места на книжных полках.

Поучительность сказки В. Шукшина в отрицании и осуждении бессмысленности цели жизненного пути, на который человека провоцирует окружающая его среда. По справедливой оценке критика В. Горна «в сказке Шукшина выражена тревога за чистоту души современного человека. Сказка несёт в себе протест против всякой лжи, против забвения национальной культуры. В ней утверждается народная правда».

Шукшин, подобно Куприну, Чехову, Горькому, Есенину, Шаляпину, шел в литературу и искусство из самых «низов» народа, из русской «глубинки». Шел со своими собственными «университетами». С тем доскональным, ничем не заменимым, практическим-трудовым, рабочим знанием жизни, которое люди получают не из книг, а из опыта, порою и сегодня все еще достаточно нелегкого, а уж в пору шукшинского детства особенно тяжкого и горького. Но это - всегда университеты. Всегда без кавычек, понимаемые как школа настойчивости и трудолюбия, а главное, как школа, обучающая знанию самой жизни. Известно, что важнее этого знания ничего нет, а для художника и быть не может.

«В жизни — с возрастом — начинаешь понимать силу человека, постоянно думающего. Это огромная сила, покоряющая. Все гибнет: молодость, обаяние, страсти — все стареет и разрушается. Мысль не гибнет, и прекрасен человек, который несет ее через жизнь». В.М. Шукшин

Приглашаем познакомится с выставкой.

Заведующая абонементом Галактионова Светлана Алексеевна

Ваш комментарий

Даю свое согласие на обработку введенной персональной информации в соответствии с Федеральным Законом №152-ФЗ от 27.07.2006 "О персональных данных"
Подтверждение