поиск по базам библиотеки  поиск по сайту





Личный кабинет



Электронная библиотека "Псковиана"
Национальная электронная библиотека
Проект Библиородина
Национальная электронная детская библиотека
Афиша выставок

Календарь событий

Скоро в библиотеке

Фадеев Л. В. Икона и книжная легенда в русском фольклоре
Фадеев Л. В. Икона и книжная легенда в русском фольклоре
Андрей Белый. Жезл Аарона. Работы по теории слова 1916-1927 гг.
Андрей Белый. Жезл Аарона. Работы по теории слова 1916-1927 гг.
Эпистолярное наследие З.Н.Гиппиус. Книга. 1
Эпистолярное наследие З.Н.Гиппиус. Книга. 1

Тематические сайты

Псковский край
Библиотечный портал Псковской области
Региональный центр чтения
Книжные памятники Псковской области
Главная События Выставки

Отражение жизни простого человека в творчестве В.П. Астафьева

13 мая 2019 13:42

К 95-летию со дня рождения Виктора Петровича Астафьева в отделе абонемента Псковской областной универсальной научной библиотеки с 13 мая работает книжная выставка «Отражение жизни простого человека в творчестве В.П. Астафьева».

«Понимать добро, утверждать его, не доводить человека до самоистребления и уничтожения всего живого на земле есть истинное и высшее назначение литератора, в том числе и мое».

В. Астафьев

Виктор Астафьев - русский писатель, прозаик и публицист; был необыкновенно наблюдательным литератором, сочинителем, выдумщиком, фантазером; он был беспощадным и к себе, и к другим, когда дело касалось творчества, требовательным, не терпевшим расслабленности, лени и разгильдяйства. Ему принадлежат слова: «Музыка есть в каждой минуте жизни». Он был самородком и самоучкой, прекрасно знал поэзию, любил и почитал Ф. М. Достоевского, восхищался Н. В. Гоголем и И. А. Буниным, из современников особенно ценил Евгения Носова и Константина Воробьева.

Многие из нас помнят произведения Виктора Петровича Астафьева по школьной программе. Это и рассказы о войне, и повести о тяжелой жизни в деревне русского крестьянина, и размышления по поводу происходящих до и после войны событий в стране. Поистине народным писателем был Виктор Петрович Астафьев. Биография его – яркий пример страданий и жалкого существования простого человека в эпоху сталинизма. В его произведениях русский народ предстает не в образе всемогущего национального героя, которому по плечу любые лишения и утраты, как это было принято изображать в то время. Автор показал, как тяжело бремя войны и тоталитарного режима, господствовавшего в то время в стране, для простого русского мужика.

Отца его посадили в тюрьму за «вредительство». А мать утонула в Енисее, когда мальчику было 7 лет. После смерти родителей мальчик воспитывался в семье дедушки и бабушки. Тяга к сочинительству у ребенка возникла рано. Позже, став писателем, Астафьев вспоминал о том, как бабушка Катерина называла его «врушей» за неуемную фантазию. Жизнь у стариков казалась мальчику сказкой. Она стала единственным светлым воспоминанием его о детстве. Позднее беспризорничал, в пятнадцать лет попал в детский дом в г. Игарке. Там ему жилось несладко. Учитель интерната Игнатий Рождественский заметил в воспитаннике тягу к чтению. Он старался развивать ее. Сочинение мальчика о его любимом озере позднее назовут бессмертным его произведением «Васюткино озеро», когда он станет знаменитым писателем.

Война внесла свои коррективы в его жизнь. Осенью 1942 года, он уходит добровольцем на фронт. Здесь он был и артразведчиком, и шофером, и связистом. Виктор Астафьев участвовал в боях за Польшу, Украину, воевал на Курской дуге. В ходе боев был тяжело ранен и контужен. Военные подвиги его отмечены медалями «За отвагу», «За освобождение Польши», «За победу над Германией» и орденом Красной Звезды.

 «Тяга к сочинительству у меня появилась рано. Отлично помню, как в то время, когда я посещал литературный кружок, один из занимающихся прочел свой только что написанный рассказ. Произведение поразило меня своей надуманностью, неестественность. Я взял и написал рассказ. Это было мое первое творение. В нем я рассказал о своем фронтовом друге».

Рассказ имел успех. В 1953 году в городе Перми вышел его первый сборник рассказов под названием «До будущей весны». А в 1958 году Астафьев написал роман «Тают снега», в котором осветил проблемы деревенской колхозной жизни. Вскоре был выпущен второй сборник рассказов под названием «Огоньки». «Рассказы для детей» - так охарактеризовал автор это свое творение.

Замысел «Последнего поклона» (1958-1978), создаваемого в течение двух де­сятилетий, родился от желания писателя рассказать о Сибири, о впечатлениях детства. Автор назвал сборник «страницами детства». Главным героем цикла, объединяющим все рассказы, является ре­бенок Витька Потылицын. Первая книга наполнена описанием детских игр, рыбалок, деревенских забав. Написанные от первого лица рассказы наполнены чувством благодарности судьбе за обще­ние с прекрасной природой, за встречи с необыкновенными людь­ми. Из самых недр жизни берет Астафьев своих персонажей, в том числе и печальницу, заступницу мальчика — бабушку. Писатель отдал последний поклон всему хорошему, что было и есть в этом мире. И «Конь с розовой гривой», и «Далекая и близкая сказка», и «Монах в новых штанах» — все эти зарисовки, пленительные своей поэтичностью, сразу же сделали имя Астафьева далеко слышным.

Все творчество великого писателя проникнуто деревенской и военно-патриотической тематикой. Его герой — простой солдат (каким был он сам), на котором держится армия, но которого ругают за все прегрешения. Его стиль отличает правдивое, в чем-то суровое, на грани фола описание жизни. Темы, выбранные Астафьевым, всегда остросоциальны, он не любил компромиссы и всегда старался говорить со своим читателем начистоту. Писатель одним из первых поднял темы подростковой преступности, существования маргинальных слоев в советском обществе, невероятно точно обозначил проблему жестокости и насилия.

В 1954 году вышло «любимое детище» автора. Речь идет о повести «Пастух и пастушка». Всего за 3 дня мастер написал черновик в 120 страниц. Позднее он лишь шлифовал текст. Повесть не хотели печатать, постоянно вырезали из нее целые фрагменты, которые не допускала цензура. Лишь через 15 лет автор смог выпустить ее в первоначальном варианте. В центре повествования – история молодого командира взвода Бориса Костяева, который переживает все ужасы войны, но все же умирает от ран и истощения в поезде, везущим его в тыл. Любовь женщины не спасает главного героя. В повести автор рисует перед читателем жуткую картину войны и смерти, которую она несет. Не так уж и сложно догадаться, почему произведение не хотели выпускать в свет. Народ, который воевал и победил в этой войне, принято было изображать могучим, сильным, несгибаемым. Согласно рассказам мастера, он не только сгибаем, но и уничтожаем. Причем смерть и лишения люди терпят не только по вине фашистских захватчиков, пришедших на их землю, но и по воле тоталитарной системы, господствующей в стране.

Его главная книга о войне – роман «Прокляты и убиты». Это творение писателя отличает резкость, категоричность, страстность. В ней автор еще раз переживает кошмар войны, заразив читателя невероятной энергией борьбы с «преступлением против разума». Роман Виктора Астафьева «Прокляты и убиты» состоит из двух книг. Первая из них - «Чертова яма». Вторая - «Плацдарм» В романе описана война и события, которые ей предшествовали. Но главное в книге Астафьева - быт советских солдат и их взаимоотношения с командирами. Молоденьких мальчишек, новобранцев, с призывных пунктов свозили в «карантин». Это в самом деле была «чертова яма», преисподняя, где ломали характеры, души, судьбы. И выживал не всегда лучший, сильнейший, а тот, кто сумел затаиться, спрятаться, схитрить. Бессмысленно короткие жизни. Бессмысленные смерти. Во второй книге тех же героев переводят в действующие войска, где их подразделение штурмом берет плацдарм на другом берегу реки. И они оказываются бок о бок, вчерашние друзья и недруги, они должны вместе противостоять общему врагу. Откуда такое название? У старообрядцев была легенда, согласно которой тот, кто начинает войну и братоубийства, будет проклят и убит. За написание романа Астафьев был удостоен Государственной премии России.

«Веселый солдат» - возможно, последняя великая книга о Великой войне, написанная очевидцем и участником. Только пятьдесят лет спустя, в пору подведения жизненных итогов, В. Астафьев смог до конца освободиться от страхов, иллюзий, комплексов и мифов той войны и рассказал о ней не просто правду, но то, что выше правды – как оно было на самом деле. Рассказ был написан в 1998 годы и основывался на реальных фактах из жизни Астафьева, а точнее с 14 сентября 1944 года на Дукленском перевале, в Польше.

«Четырнадцатого сентября одна тысяча девятьсот сорок четвертого года я убил человека. Немца. Фашиста. На войне». Эта точка отсчета и определяет трагический смысл истории солдата-победителя и ее последующее авторское осмысление с высоты вечных ценностей бытия. Так начинается повесть о «потешной жизни», о свирепой и наглой силе зла, о привычке к существованию в аду, о тихом, придавленном, но неодолимом стремлении жить по-людски, о боле, о грехе, расплате и сохраненном человеческом естестве. Так она и заканчивается: «…Четырнадцатого сентября одна тысяча девятьсот сорок четвертого года я убил человека».

В своих произведениях писатель развивает тему сохранения национальных традиций. Его повесть под названием «Царь-рыба», выпущенная в свет в 1976 году, является близкой по духу к циклу рассказов о деревенской жизни. Автор рисует картины девственной природы, не тронутой цивилизацией, народной жизни в сибирской глубинке. Люди, чьи нравственные нормы утрачены, в рядах которых процветают пьянство, браконьерство, воровство, кураж, представляют собой жалкое зрелище.

Он пишет о редких видах рыб, уничтожаемых местными браконьерами самыми варварскими средствами. Он рассказывает о бессмысленном расстреле глухарей, когда они слетаются на берега рек глотать речную гальку, которой перетирается лесная пища. Он вспоминает о тополях на енисейских берегах, свороченных от нечего делать трактористами, которые «не услышали, как предсмертно хрустят, безгласно вздымают вверх обломанные лапы добрые, нездешние деревья, дававшие приют птицам и детям, тень в саду, прохладу дому, красоту реке», с возмущением говорит писатель о равнодушных, бездумных туристах — «на просторах они так резвятся, что за ними, как после Мамаева войска, — сожженные леса, загаженный берег, дохлая от взрывчатки и отравы рыба».

Астафьевские произведения неизменно автобиографичны. Критик Валентин Яковлевич Курбатов назвал его творчество «книгой одной жизни».

Приглашаем познакомиться с выставкой.

Заведующая абонементом Галактионова Светлана Алексеевна

Ваш комментарий

Даю свое согласие на обработку введенной персональной информации в соответствии с Федеральным Законом №152-ФЗ от 27.07.2006 "О персональных данных"
Подтверждение